Технология «Дальтон-план» как средство реализации ООП ДО
2022-Ноя-29, 13:40

В 1920 г. в городе Дальтон (США) молодая учительница Хелен Паркхерст организовала школу на основе идей Монтессори. Она стала привлекать ребят к организации учения, собирать их в кружок и договариваться, что они будут делать в течение недели. Учебным пространством постепенно становился не только класс, в котором были уничтожены прежние стройные ряды парт. Теперь заниматься можно было и в коридоре, потому что туда перекочевала часть школьной библиотеки, или за общим столом, где умещались сразу несколько ребят, работающих над общей проблемой. Школа стала образом жизни, в котором и ребенок, и взрослый совместно выстраивали свои образы личности и мира. «Ребенку, - пишет Паркхерст, - должна быть предоставлена полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который его захватил».

Она разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух. В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности педагога и ребенка по достижению индивидуализированных целей обучения.

«Дальтон-план» основан на трех принципах:

  1. свобода,
  2. самостоятельность,
  3. сотрудничество.

«Каждому ребенку дается та свобода, которая ему по плечу». Выбор темпа выполнения задания самим воспитанником. Индивидуальный план как форма самоуправления.

Свобода - это право выбора ребенком задания из любой образовательной области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие), партнера, темпа, способа работы. Задания определяются содержанием образовательной программы детского сада с учетом тематического планирования (например, если тема недели «В мире цветов», то задания содержат данную тематику: рисуем цветы, считаем цветы и т. д.). При этом ребенок осуществляет самостоятельное выполнение заданий, самоконтроль, взаимоконтроль. После чего каждый воспитанник индивидуально представляет выполненное задание педагогу. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Самостоятельность — это выбор воспитанником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития (самостоятельность выполнения действий, принятия решения и ответственности за этот выбор).

Сотрудничество - это выбор формы образовательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Каждый ребенок имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к сверстникам, родителям, воспитателю, младшему воспитателю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность детям учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам (ответственность).

Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Срок выполнения задания может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев (индивидуальный проект). Задание – это своего рода контракт, который заключают между собой педагог и ребенок. 

 Формы организации детей в ДОО: занятия и лаборатории.

«Темп, собственный темп работы, - утверждает Паркхерст, - важнейший компонент ее успешности. Пока ребенку не предоставляется возможность воспринимать знания его собственным темпом, он никогда ничего не изучит основательно».

Воспитатель стимулирует познавательный интерес детей, помогает им и организует процесс познания, формирует социальные навыки (к примеру, способность разрешать конфликтные ситуации), создавая в группе атмосферу доверия, доброжелательности и активности. Дошкольники учатся планировать свою деятельность на более длительный срок, определять темпы своей работы и формы необходимой помощи со стороны взрослого или более опытных товарищей.

При реализации образовательного процесса, основанного на «Дальтон-плане», воспитатель становится для ребенка партнером, помощником, консультантом, осуществляя личностно ориентированный подход к каждому воспитаннику группы, осуществляет педагогическое наблюдение.

Использование данной технологии является актуальным и современным средством реализации образовательной программы детского сада. Позволяет по-новому планировать и организовывать образовательный процесс. Является хорошим способом поддержки детской инициативы и самостоятельности, установления партнерских взаимоотношений с родителями.

 

Особенности организации образовательного процесса в ДОО (Опыт БДОУ № 26, г. Зеленогорск, Красноярский край)

В понедельник и вторник задается тема недели, в рамках которой проводится организованная образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дети получают новые знания).

Занятия физической культурой и музыкой проходят в соответствии с расписанием. На выполнение заданий с использованием дальтон-технологии в первой половине дня (в среду, четверг и пятницу) отводится специальное время, а остальное время предоставляется детям для самостоятельной игровой деятельности. При желании в любое время ребенок может продолжить выполнение обязательных заданий.

В среду утром с воспитанниками группы занятия начинаются с общего сбора (круга), где обсуждаются вопросы организации деятельности воспитанников. Воспитатель представляет детям задания, которые им предстоит выполнить самостоятельно до конца недели.

Задания направлены на развитие и закрепление полученных навыков по разделам: «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с предметным окружением, с социальным миром, с миром природы», «Развитие речи», «Лепка, аппликация, рисование». Воспитанникам дается возможность познакомиться с поставленной перед ними задачей во всем объеме.

На магнитной доске детьми самостоятельно ведется учет, они самостоятельно планируют, совершают выбор и осуществляют образовательную деятельность, выбирая одно из предложенных заданий. Свой выбор каждый ребенок обозначает цветным магнитом. После выполнения выбранного задания ребенок показывает его воспитателю и красным магнитом обозначает его выполнение. Далее совместно со взрослым обсуждает и вырабатывает дальнейшую стратегию своих действий. Продолжит ли он выбор и выполнение оставшихся заданий или до конца дня займется игровой деятельностью, ребенок решает сам. Педагоги ведут карты учета продвижения воспитанников в овладении материалом.

Таким образом, решение образовательных задач осуществляется посредством организации самостоятельной деятельности воспитанников, при этом дети могут свободно сотрудничать друг с другом, обращаться за помощью к взрослым (включая родителей).

Воспитатель позволяет погружаться в тему так глубоко, как этого хочет ребенок. Ребенок учится ставить цели, выступать с инициативой, творчески мыслить и действовать, распределять обязанности и работать в группе. Научение разным способам ее поиска — одна из важных частей дальтон-технологии.

Объем материала варьируется воспитателями в зависимости от способностей и возможностей ребенка. Более сильные дошкольники успевают проработать дополнительный материал.

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 348 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]